Фонтанка.ру, Санкт-Петербург,
11 сентября 2008 г.
Автоподстава, или Страховое мошенничество 2238 просмотров
Страховщики уверены, что упрощенная схема оформления ДТП, которая вступит в силу в марте следующего года, вызовет всплеск страховых мошенничеств. Для того, чтобы защититься от натиска аферистов, нужно разработать целый комплекс мер, среди которых и создание единой информационно-расчетного Центра. О необходимости возникновения «страховой истории» СК говорили неоднократно, однако «база выплат» так до сих пор и не появилась. Между тем, в каждой из фирм-страховщиков имеется внушительный «банк данных». Все вместе они и могли бы составить нужную базу.
В марте 2006 года 28-летний житель Петербурга заявил в 77 отдел милиции Адмиралтейского РУВД о похищении его автомобиля. Получив необходимую справку, Иван Егоров обратился в свою страховую компанию в расчете получить компенсацию за угнанный «Сузуки Гранд Витара». Однако пополнить свой бюджет на 500 тысяч рублей мужчине так и не удалось. Служба безопасности страховой компании совместно с сотрудниками ОУР Адмиралтейского РУВД сумели доказать, что мужчина сам у себя «похитил» машину. В результате вместо кругленькой суммы Егоров «заработал» сразу две статьи — 306 и 159 УК РФ. В сентябре 2006 года за заведомо ложный донос и мошенничество в особо крупном размере Ленинский районный суд назначил ему условное наказание - два с половиной года. Подобные случаи не редкость: страховые мошенничества - головная боль для страховых компаний. Чаще желание обмануть страховщика появляется спонтанно. Как правило, уже после случившейся аварии в голову автовладельца приходит мысль застраховать машину «задним числом». Сколько было выплачено денег по липовым каско, вряд ли можно подсчитать, но известны случаи, когда мошенники возвращали полученные деньги страховщикам, после разговора «по душам» с отделом безопасности и взамен на невмешательство милиции. Даже если ты самый хитрый на свете, всегда найдется кто-то хитрее. Убедиться в этом на личном опыте довелось Андрею Иванову (имя изменено — прим. ред.). В декабре 2005 года петербургский предприниматель заявил в свою страховую компанию о произошедшем ДТП. В качестве доказательств предоставил страховщикам справку из ГИБДД и фотографии поврежденного «Ауди А6». При этом Иванов то ли забыл, то ли не посчитал важным, что при постановке на страховой учет в 2003 году его автомобиль уже фотографировали. На этом собственно и «погорел». Внимательный сотрудник отдела экономической безопасности, сравнивая снимки, заметил, что за 3 года внешний вид версии «четырех колец» претерпел некоторые изменения. Во-первых, на багажнике отсутствовала антенна, во-вторых, с заднего бампера исчез значок «А6». Такое несоответствие заставило усомниться в подлинности ДТП. Дело упиралось в доказательную базу, точнее, в ее отсутствие. Единственной «зацепкой» стала одна из фотографий с изображением автомобильной детали и каким-то номером на ней. От знакомых автомехаников стало известно, что такие детали ставились только на две серии «Ауди». Далее дело техники и кропотливой работы: методом исключения из списка всех зарегистрированных в регионе «А6» было выявлено фото иномарки с идентичными «ивановским» повреждениями, но другими госзнаками. Проведенная экспертиза показала, что на обоих снимках один и тот же автомобиль. В «несознанку» Андрей Иванов играл недолго: после предъявления ему доказательств рассказал, что просто поменял номера на машине знакомого и таким образом хотел подзаработать. После признания Иванов написал заявление об отсутствии страховых претензий. Договорившись «полюбовно», страховщики сообщать в милицию не стали. В отличие от спонтанных мошенничеств, выявить профессионального афериста гораздо сложнее. Среди самых распространенных схем - получение двойной страховки, по ОСАГО и по каско одновременно. Алгоритм довольно прост: происходит реальное ДТП, пострадавший, застрахованный по каско, обращается в СК виновника, где ему выплачиваются деньги по ОСАГО. Через некоторое время мошенник заявляет своим страховщикам, что его автомобиль поврежден неизвестными ему третьими лицами, после чего получает полагающуюся ему страховку по каско. Неоднократное проворачивание такой аферы обусловлено отсутствием тесного взаимодействия между страховщиками и единой информационной базы, о которой так часто говорят и создать которую постоянно что-то мешает. Дело Окуневых стало, пожалуй, самым громким судебным процессом в Петербурге. В течение трех лет отец и сын получали страховки за мнимые ДТП в страховых компаниях "Прогресс-Нева", "Росгосстрах" и "Регион". Мошенники расставляли на дороге уже разбитые машины, фотографировали, липовые справки о ДТП аферисты получали не без помощи сотрудников ГИБДД. Странные ДТП с участием машин отца и сына Окуневых первыми заметили в компании «Регион». В службе экономической безопасности «Региона» подозревают, что таких афер Окуневы провернули не меньше 30, однако до суда «дошло» значительно меньшее количество. В мае 2007 года Смольнинский районный суд назначил мошенникам наказание в виде 4 лет условного лишения свободы. По данным страховщиков, 10-15% от общего числа заявителей, претендующих на выплаты по страховке, - мошенники. На скамью подсудимых садятся единицы — факт мошенничества мало просто выявить, его нужно еще доказать. Поэтому службы безопасности ряда компаний нередко практикуют «добровольный отказ от претензий». Когда мошенник стоит перед выбором: не настаивать на достоверности своего ДТП или познакомиться поближе с сотрудниками правоохранительных органов, чаще он выбирает первое. Страховщики не возражают: их «овцы» целы, а «волки» пусть сами зарабатывают себе на пропитание. За первое полугодие 2008 года, чешские страховые компании заявили о 581 случае страхового мошенничества на сумму 147 миллионов крон. Это на 15 миллионов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Большинство случаев мошенничества связаны с автострахованием. Российские страховщики не могут «порадовать» даже такими цифрами. Отсутствие единой информационной базы влечет за собою и отсутствие конкретной статистики. Так почему же все-таки так невыполнимо сложно создать такую базу в России? В службе безопасности СК «Согласие» корреспонденту «Фонтанки» заявили, что и рады бы поделиться имеющейся у них информацией, но необходим какой-то механизм, нужен кто-то, способный взять на себя ответственность за создание централизованной базы. «У нас, разумеется, есть свои данные о произведенных выплатах, и мы обмениваемся ими с коллегами, но это все на местном уровне, «по знакомству», - посетовали в «Согласии», добавив, что, скорее всего, «взвалить на свои плечи» ответственность должен Российский союз автостраховщиков. «Разговоры о дороговизне и технических сложностях — это всего лишь отговорки, - заявил «Фонтанке» директор по экономической безопасности компании «Регион» Владимир Хомяков, - мне кажется, что просто нет желания делиться информацией с другими компаниями, и, в частности, этим страдают крупные страховые компании». Владимир Хомяков также отметил, что в их компанию мошенникам лучше не соваться, об итогах работы отдела безопасности лучше всего говорят цифры. «С начала 2008 года выявлено и полностью доказано случаев мошенничества на сумму 5,9 млн руб. Предотвращено попыток мошенничества на сумму 2 млн 470 тыс. руб., найдено и возвращено клиентам 5 автомобилей. Общий итог работы службы экономической безопасности по противодействию мошенничеству за первые 5 месяцев года равен 13,4 млн рублей», - подчеркнул Хомяков. «Создание единой информационной базы не решит всех проблем, - считает замгендиректора по автострахованию СК «Русский мир» Андрей Знаменский, - это лишь одна из мер целого комплекса, в настоящее время работа над ее созданием ведется, 1 марта 2009 года Российский союз автостраховщиков планирует ее завершить». Знаменский также добавил, что к 2012 году планируется создать еще одну базу. Ее финансирует правительство, к работе привлечены ведомственные структуры. В закон «О персональных данных» уже внесены необходимые поправки. По мнению страховщика, только когда будет разработан полный комплекс мер по противодействию, можно говорить об эффективности борьбы с автомошенничеством. Пока же у аферистов есть несколько лет, чтобы завершить все свои дела, а после — отправиться на покой.
Юлия НИКИТИНА, Фонтанка.ру
Вся пресса за 11 сентября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Страховое мошенничество, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|